Ретрит Алтай Белла Владимировна

#Российская_экономическая_мысль#Часть4Еще одним направлением мысли XIX в. было славянофильство. Его

masson28.02.20201min4600

#Российская_экономическая_мысль
#Часть4

Еще одним направлением мысли XIX в. было славянофильство. Его представители, Константин Аксаков (1817-1860), Юрий Ф. Самарин (1806- 1873), А.И. Кошелев (1806-1883), Алексей Хомяков (1804-1860) доказывали, что России не нужно копировать Запад, у нее собственный исторический путь.
Основной формой социальной жизни в России является сельская община, отношения в которой строятся не на контракте и договоре, как это имеет место на Западе, а на “хоровом чувстве согласия”, патриархальности, православной соборности. Община призвана спасти Россию от пауперизма, голода, революций. Именно община позволит в мягкой форме, без социального конфликта отказаться от крепостного права, так как в ней сохраняются те положительные моменты, которые были в помещичьих хозяйствах — попечительство, самодостаточность, самобытность, независимость.
Возникшее на базе славянофильства в конце XIX века либеральное народничество представлено работами Николая Францевича Даниельсона (1844- 1918), бухгалтера Петербургского общества Взаимного кредита, писавшего под псевдонимом Николай-онъ, и Василия Павловича Воронцова (1847-1918), земского врача, подписывавшего свои произведения В.В. Они считали, что капиталистические начала привнесены в российскую экономику извне, насаждаются искусственно и не соответствуют логике ее развития. У России свой путь, жизнь здесь строится на следующих основополагающих принципах: православие, соборность, общинность, артельность. Народное производство рассматривалось ими как естественная альтернатива капитализму.
В.И.Ульянов-Ленин назвал это направление “экономическим романтизмом”.
Лидером западничества в России был профессор Петербургского универ- ситета, один из авторов крестьянского законодательства 1861 года Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885). Прежде всего, он высоко оценивал роль Петровских преобразований, считая рубеж XVII-XVIII веков неким водоразделом, за пределом которого осталась в прошлом старая Россия, и началось становление нового, европейского государства.
Близким по идеям к дворянскому либерализму и западничеству было течение буржуазного либерализма, сформировавшееся главным образом на базе профессорской науки. Благодаря буржуазным либералам в университетской науке стали распространяться либеральные теории из переведенных на русский язык сочинений Смита, Мальтуса, Бентама, Сэя, Дж.Ст. Милля, Бастиа, возник очаг классической политэкономии в России. Главный издатель и редактор журнала “Экономический указатель”, профессор Киевского и Московского университетов Иван Васильевич Вернадский (1821-1884) в “Очерке истории политической экономии” (1858) формулировал задачу экономической науки совершенно в духе западноевропейской классики — открытие “естественных законов хозяйства”, и классифицировал все экономические учения, с точки зрения их отношения к свободе предпринимательства и роли государства в экономике.
Революционно-демократическое направление экономической мысли в России XIX века представлено трудами Александра Ивановича Герцена (1812- 1870), Николая Платоновича Огарева (1815-1877) и Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889).
А.И.Герцен и Н.П.Огарев, потомственные дворяне, получившие образование в Московском университете, вынужденные по политическим мотивам эмигрировать из России, считали, что не только крепостничество является тормозом прогресса и источником социального конфликта, но и предлагаемый буржуазными либералами капитализм — лишь новая разновидность рабства. Поэтому они предложили свой, третий путь для России, обоснованный в теории “русского крестьянского социализма”. Общинное владение землей, право крестьянина на бесплатное наделение участком, мирское управление — суть элементы социализма. Общину, построенную на таких принципах, они рассматривали как переходный институт к социалистическому обществу, а сам социализм считали естественным результатом исторического развития России.
Н.Г.Чернышевский, известный публицист и писатель, родом из семьи священника, закончивший духовную семинарию и историко-филологический факультет Петербургского университета, один из редакторов журнала “Современник”, человек, признанный опасным революционером, во многом разделял взгляды Герцена и Огарева. Способом ликвидации крепостничества считал крестьянскую революцию, которая призвана также свергнуть самодержавие. После такой революции земля, по замыслу Н.Г.Чернышевского, должна стать собственностью государства, которое будет наделять ею общины. Н.Г.Чернышевский противопоставлял “политэкономии господствующего класса” “политэкономию трудящегося класса” и даже пытался разработать основные положения такой науки, которая, как нетрудно догадаться, базировалась на трудовой теории стоимости.

Список использованной литературы:

Малкина М.Ю. История экономических учений. Краткий курс: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 67 с.

#Комиссаров@world_market_economy
#Российская_экономическая_мысль@world_market_economy

Изображены:

1. Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885)
2. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)Vladislav Komissarov

Поделиться записью в соцсети

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. необходимые поля отмечены *


О нас

Использование гибких сред для предоставления надежного краткого обзора для бизнес обзоров высокого уровня. Итеративные подходы к корпоративной стратегии стимулируют совместное мышление для продвижения общего ценностного предложения. Органически развивает целостное мировоззрение подрывных инноваций через разнообразие рабочих мест и расширение прав и возможностей.


CONTACT US

CALL US ANYTIME


Поделиться записью в соцсети
Яндекс.Метрика